3

Москва: Инновационная программа для выпускников детских домов

Благотворительный фонд «Надежда по всему миру» совместно с Центром инновационных образовательных технологий МГУ им. М.В. Ломоносова начали новую благотворительную программу учебно-воспитательного курса для учащихся старших классов детских домов.

13

12

11

Основной проблемой в обучении воспитанников детских домов остается их неподготовленность к сложной ситуации самостоятельной жизни, в которой они оказываются сразу после выпуска.

В качестве основной образовательной технологии предлагаются сюжетно-ролевые игры.
В 2010-2011 учебном году ЦИОТ при поддержке благотворительного фонда «Надежда по всему миру» провел две сюжетно-ролевых игры для учащихся 9-го класса детского дома №48 г. Москвы. Результатами стала диагностика учащихся и выявление основных проблем и подготовка тем для последовательной учебно-воспитательной работы с применением сюжетно-ролевых игр в детских домах.
10

9

8

7

ЦИОТ ФГП МГУ им. М.В. Ломоносова был создан в 2008 году и имеет многолетний опыт проведения ролевых игр со сложной проблематикой. Руководителем центра является Земцов Д.И. — по совместительству заместитель проректора МГУ по дополнительному и непрерывному образованию, глава Комиссии МГУ по современным методам обучения. Участниками центра являются выпускники МГУ и других ведущих вузов России, имеющие опыт педагогической работы в школе и вузе, а также более чем десятилетний опыт создания масштабных игровых проектов.

6

5

4

3

Основными целями деятельности Центра являются:

— повышение профессиональной компетентности студентов путем внедрения в образовательный процесс инновационных технологий;

— разработка и интеграция в учебный процесс инновационных, деятельностно-ориентированных образовательных технологий;

— теоретические и методологические исследования в области деятельностной педагогики;

— развитие инновационной деятельности и сотрудничества с научными и образовательными учреждениями, фондами и другими структурами с целью совместного решения актуальных научных и научно-образовательных задач.

Основной особенностью ролевой игры является то, что ученику дается возможность самостоятельно и свободно действовать в специально конструируемой сложной ситуации и, тем самым, получить опыт, обнаружить свое незнание или достигнуть понимания. Ролевая игра позволяет заложить в деятельность участников момент постановки вопроса, личного выбора, столкновения позиций. Игра также воздействует на уровне эмоций, «чувствования», что значительно оживляет восприятие по сравнению с традиционными уроками.

2

1

0

Важной особенностью предлагаемых сюжетно-ролевых игр является то, что в рамках игры могут актуализироваться все те знания, которые, получая сейчас на уроках, ученики не могут применить в реальной жизни. Будет это умение решать математические задачи или понимание определенных физических моделей, или знание истории — все эти школьные знания могут быть интегрированы в пространство игры, чтобы дети могли в свободной форме проверить себя или понять, что же они не доучили. Поэтому для полноценного встраивания курса в образовательный процесс детского дома, потребуется координация не только с воспитателями, но и с учителями-предметниками.

Предлагаемая программа состоит из последовательной серии сюжетно-ролевых игр, объединенных общим рамочным сценарием или сюжетом. Данное решение позволяет лучше вовлечь детей в процесс подготовки к играм и в целом усилить их интерес, рассматривать сходные задачи с различных позиций и уровней знаний.

В рамках сюжетной основы программа использует цикл произведений Б. и А. Стругацких, объединенных единым миром повествования: «Полдень XXII век», «Далекая Радуга», «Трудно быть богом», «Попытка к бегству» и другие.

Программа рассчитана на учеников 8, 9 и 10 класса. В течение каждой четверти у каждого класса проходит одна или более сюжетно-ролевая игра по новой теме. Между играми проходят как подготовительные занятия, так и общение между детьми в более свободном формате, в том числе в рамках специальной площадки в интернете. Ученики 11 класса вовлекаются в игру в качестве помощников организаторов и игротехников.